Православные знакомства в интернете или как завязать крепкую дружбу

Дулевич Антоний, миссионерский отдел Кызыльской епархии
Каждый ли христианин знает того, чьё имя он носит? К несчастью – нет. Странно, что множество православных не то, что не обращаются к своему небесному покровителю, но даже и о жизни его не имеют представления. Не желая установить живой контакт со своим святым, они теряют возможность связать себя узами крепкой дружбы с гражданами Неба, которые уже живут по прописке, полученной ими в день Святого Крещения…Разговоры о крепком государстве случаются среди современных христиан чаще, чем размышлении о стремлении в Небо. Может это ещё и потому, что тут у нас близких больше, чем Там?
 
Не модно
 К сожалению, сегодня стало не "модно" читать жития святых. Из-за этого человек перестаёт смотреть на мир глазами святых, и начинает тонуть в болоте собственных заблуждений.
 Можно заметить, что те, кто редко приступают к сему душеполезному чтению, говорят так: "куда уж нам до святых?", "святые не желали мученичества", "в наше время чудес мало". Порой доходит и до хулы на Святого Духа, мол, немыслимые для нас чудеса – это «плод народного фольклора, добавленного в текст". Но всех святых объединяет один и тот же Дух, который и ныне обитает в Церкви. Лично мне непонятно, почему некоторые давно воцерковлённые православные с важностью отстаивают необходимость чтения классической литературы для христианина. Неужели, они успевают читать ежедневно и Четьи-Минеи и Достоевского? Если не успевают читать жития, читая классику, то как они рассчитывают на возрастание в духовной жизни? Кстати, один афонский монах решил прочитать Достоевского, чтобы дать ответ вопрошающим о творчестве писателя, но, начав читать бросил, объяснив это тем, что автором обладал дух блуда...
 Святитель Антоний Воронежский говорит о важности чтения жизнеописаний подвижников для духовной жизни: «Что значат сочинения светских мудрецов пред творениями святителя Димитрия? Что есть суетные умствования пред высокими истинами наподобие драгоценных камней сияющими в сих святых писаниях? Чтение празднословных сочинений ведёт к ошибкам, заблуждениям, к жизни греховной, а чтение житий угодников Божиих всё заключает нужное к спасению нашему, к счастью временному и к блаженству вечному»
 
Православные интернет-знакомства
 Когда я хотел подарить некоему человеку икону одного не совсем известного святого, то знакомый диакон спросил меня: «Знает ли получающий подарок этого святого?». Я задумался, но мы решили, что, в любом случае он может с этим святым познакомиться. Где? Конечно, в интернете! Представить трудно: несколько сотен лет назад на деревню было по одной Четьи-Минеи, а сейчас, чтобы прочитать житие угодника Божьего, нужно лишь открыть ноутбук… И в условиях этого дикого комфорта, интереса к жизнеописаниям подвижников мало заметно. Есть предание, что при чтении жития святого, он в это время молится за тебя. Как много теряет пренебрегающий таким чтением! "Жития святых" это своего рода православная Энциклопедия. В них можно найти все, что потребно душе, алчущей и жаждущей вечной правды и вечной истины в этом мире, алчущей и жаждущей божественного бессмертия и вечной жизни. Если тебе нужна вера, в них ты найдешь ее в изобилии: и напитаешь душу свою пищей, от которой никогда не взалчуть" (Св. Иустин (Попович))
 В интернете пруд пруди сайтов для православных знакомств. Но что стоят все эти знакомства по сравнению с возможностью приобрести дружбу, связанную узами вечности? Причём, с тем, кто не подводит! А знакомство со святыми часто начинается с нашего прочтения о их жизни. Тот же святой Иустин пишет: "А что такое "Жития святых"? Ничто иное, как своего рода продолжение "Деяний Апостолов". В них то же самое Евангелие, та же жизнь, та же правда, та же любовь, та же вера, та же вечность, та же сила свыше, тот же Бог и Господь" (Св. Иустин (Попович))
 
Настоящая дружба
 В социальных сетях есть мнимые «друзья». В современном сленге даже появилось новое понятие «фрэнды». Количество таких «фрэндов» у одного пользователя в социальных сетях  может зашкаливать за тысячи. Но всё это лишь картинка, не отображающая реальности. Да и в земной жизни не всегда много друзей бывает: «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим - один из тысячи» (Сир.6:6).
 Бог учит не надеяться на людей и доверять не всем, но, думаю, что на тех, кого Господь прославил неземным сиянием, можно положиться.
 Когда человек идёт устраиваться на работу – ему очень выгодно иметь «блат», то есть того, кто может замолвить слово начальнику. Таковым «блатом» для православных являются святые, ведь они находятся непосредственно перед Начальником нашей жизни и просят, чтобы Он нам всё устроил.
 Настоящей дружбе со святыми не века, ни положение в обществе, ни дальнее расстояние не может быть помехой, так как всё небесное и земное соединено под главою Христом (Еф.1:10). И близость этой дружбы познаваема, Иоанн Кронштадский говорит: "Близость к нам святого или святой можно узнать по частому, искреннему, любовному призыванию их".
 Завязывается эта дружба также чтением святоотеческих творений. Об этом доходчиво излагает святитель Игнатий (Брянчанинов): «Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом — много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником — много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость...» "Беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши (Пс. 17, 26, 27)..  ...Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения"
 
Ожидание встречи
 Находящиеся в ереси протестанты хулят Пресвятую Деву, других Божиих угодников и Ангелов, уверяя в ненадобности обращения к ним. Отвергая святых,эти заблудшие верующие лишают себя добрых отношений с насельниками Неба, тем самым косвенно подтверждая закономерность того, что вне Православия спасения быть не может. В обителях Божиих царствует любовь, поэтому тех, кто высокомерно и враждебно относится к прославленным Господом людям, там быть не может.
 Христианин призван стремиться всем сердцем в своё истинное Отечество – Небесный Иерусалим. Важной мотивацией в этом стремлении может являться пламенное желание увидеться с теми, кто населяет Град Небесный. Если по благодати Божией христианину удалось завязать тёплые отношения со святыми, то ожидание встречи с ними становится вполне естественным. Ведь и в земной жизни, расставаясь с близким нам недостаточно телефонного общения – хочется увидеться вживую.
 
Давайте знакомиться!
 Убеждён, что крайне стыдно должно быть нам, если мы не знаем о жизни и подвигах своих небесных покровителей. Бог дал нам величайшую возможность иметь крепкие связи с горним миром и халатное пренебрежение этой возможностью недопустимо для Православного христианина. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советует: "...познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? отныне поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела,— они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга (Лк. 16, 9) Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели (1 Кор. 1, 10)".