Беседа о молитве

Фрагмент из беседы клирика Кызыльской епархии иерея Дионисия Дронова с жителями пос. Сукпак

О внимательной молитве
Внимательность в молитве — это очень важный момент, особенно для нас, современных людей. Кто-то телевизор смотрит, кто-то в интернете сидит, кто-то за телефоном. Все это будет мешать нам, именно молитве. Да, вы можете молиться, Псалтирь даже читать, пересилить себя, навык приобрести, но молитвы у вас все равно не будет, потому что долгое сидение за телевизором, сидение за компьютером влияет на воображение.

Дело в том, что воображение появилось у человека после грехопадения. До грехопадения мечтательности и фантазии у человека не было. Это именно последствия. И чем глубже у нас степень нашего падения, тем больше развита именно  сторона этой мечтательности: мы мечтаем, мы что-нибудь придумываем, чего-нибудь хотим. Есть люди, которые не могут даже наедине оставаться. Им тяжело. Они привыкли к такой динамичности. Они могут с кем-то разговаривать, что-то делать, но оставь его наедине с самим собой, он с ума сойдет. Даже дети: за компьютером ребёнок может сидеть, а так, если его чем занять, ему тяжело очень - неусидчивость.

Внешнее состояние передается на внутреннее, и наоборот. Так же и молитва. Она требует внимательности во всем, даже в том, как человек стоит на молитве. То есть, хорошо, если человек подтянут, собран, мышцы немного в тонусе (подвижники именно так делали), ведь тело связано с душой.

Нельзя сказать, что были угодники Божии, которые телом такое вытворяли, а душой непрестанно пребывали с Богом. Например, в житии святого Симеона, Христа ради юродивого (он был отшельником, а потом ушел юродствовать) описывается случай, когда некий диакон говорит ему: «Отец, тебе бы, ты давно не мылся, в баню сходить». Они пришли, там была женская и мужская баня. Отец тут же раздевается, на улице, и бежит в женскую баню. Оттуда с криком выбегают женщины... После диакон спросилу него: «Скажи, отец, по правде, как ты себя чувствовал?».   Тот ответил: «Чадо, поверь мне, как дерево среди деревьев».

Но это уже степень бесстрастия. Его ум только что беседовал с Богом, и ему не важно, что вокруг происходит. Это исключение, а не правило, потому что там, где благодать Божия действует, там уже «естества чин побеждается».

Святые Отцы телом делали одно, а умом, душой, ум их непрестанно пребывали с Богом. Поэтому молитва — это когда ум и сердце соединяются в одно: помысл ума и существо сердца. И происходит непрестанное богообщение. Человек реально ощущает присутствие Бога, не как-то мысленно, а бытийно переживает присутствие Божие перед лицом Пресвятой Троицы. Дух Святой к нему присоединен, он Им живет, им дышет — это и есть уже непрестанная молитва. Она, конечно, и в словесную форму может облекаться, но может идти и без слов. Некоторые приходили в состояние созерцания, восхищения, когда они в упоении Бога могли три дня простоять под палящим солнцем, и не знать этого. Ум становится совершенным, когда восхищается в Божественные измерения, так сказать.

Авва Силуан однажды впал в восхищение ума, в созерцание, как мы говорим, и ученик его, видя что он в созерцании, оставил его в покое; через некоторое время он очнулся, и ученик спросил его: «Авва, скажи, где ты был?».  Святой сначала отнекивался, что просто спал, а потом, склонившись на уговоры ученика сказал, что стоял пред Крестом Христовым вместе с Божией Материю и Апостолом Иоанном Богословом.

Молитвенное делание, общение с Богом оно не даётся просто так. Господь часто делает так, чтобы человек получал это с трудом. Потому что, как мы знаем, что человек легко нашёл, то также легко и теряет. Бог может сразу дать человеку молитву, но человек может её быстро утратить. Почему мы не можем чисто, открыто, лицом к лицу беседовать с Богом? Всё потому, что в нас живут грехи и страсти. И нам нужно время, чтобы очиститься от страстей. чем больше человек кается в грехах, тем ближе он у Богу становится, даже несмотря на то, что себя будет видеть худшим. Это как белый лист в бумаги: в сумерках он с виду чистый, но, если поднести к лампе, то можно обнаружить множество точек.

Об утреннем и вечернем молитвенном правиле
Когда человек только-только начинает ходить в храм, он узнаёт о том, что есть утренние и вечерние молитвы. Первое время исполнение этих правил бывает тяжёлым. Человек начинает с малого, берёт правило преподобного Серафима Саровского. Но надо помнить, что. конечно, преподобный давал это правило для людей неграмотных, тогда, в 18 веке было много простецов и не было возможности научить всех читать. А нам с вами, прошедшим среднюю школу, непростительно, если мы «что-то не можем прочитать», не можем научиться. Ведь даже детективы современные люди могут по несколько часов читать, а найти 20 минут, чтобы помолиться, сил нет. Если мы не можем читать эти молитвы, то это говорит о том, что у нас какие-то проблемы в душе.
 

Конечно, тексты утреннего и вечернего правила порой тяжелы для восприятия, но, мы их всё равно читаем, чтобы приобрести навык к молитвословию. Это всё равно надо делать, чтобы приобрести навык к молитвословию, любовь к молитве. Святые обращались к Богу и оставили нам молитвы, читая которые мы как бы присоединяемся к их деланию, к их благодати.

К молитве индивидуальный всегда подход. Есть общие правила. Человек, как  святитель Феофан Затворник хорошо пишет, должен все делать как пред лицом Бога, знать, что Господь каждую минуту его видит. Не только внешние дела, Он видит каждое помышление сердца его. Поэтому на все мы испрашиваем Божьего благословения. Куда-то пошел — Господи, благослови; что-то случилось — Господи, помоги, Господи помилуй! С детьми что-то случилось — Господи, чадо сохрани. И даже в таких простых обращениях к Богу устанавливается вот эта невидимая связь с Богом.

Сама по себе церковная дисциплина, она необходима, особенно когда у нас нет духовника, нет того, с кем мы можем посоветоваться, мы должны быть послушны Матери-Церкви. Если она нам заповедует в воскресный день посещение храма Божия, мы должны это делать. Положено утром и вечером молитвы читать, мы тоже должны это делать. Опять же, это и нам надо. Не то, чтобы это нас кто-то заставляет. Человек сам потом поймет, что если он вечером не помолился нормально, ночью ему могут кошмары какие-то присниться или непотребство какое-нибудь. Все потому, что человек не помолился. Вечерние молитвы — они как бы ограждают ночью. И утренние молитвы -  тоже самое.

В этих молитвах есть все прошения, благодарения Бога, и к Ангелу хранителю, к Пресвятой Богородице. Вечерние и утренние молитвы, собранные в молитвословах содержат богатство таких вот обращений!