16 октября представитель епархии принял участие в Свято-Иннокентьевских чтениях в г. Абакане

16 октября 2014 года представитель Кызыльской епархии иеромонах Ефрем (Калинин) принял участие в Свято-Иннокентьевских чтениях в г. Абакане. В этой статье он делится своими впечатлениями от самих чтений и от докладов некоторых участников.

Пленарное заседание проходило в актовом зале МУ ДОД «Детская музыкальная школа № 1 им. А. А. Кенеля». Это очень красивое и благоустроенное здание, однако его актовый зал оказался несколько маловат для такого мероприятия и не смог вместить всех желающих.

Первым докладчиком был протоиерей Артемий Владимиров, гость из Москвы, который раскрывал тему «Молитва Господня как горчичное зерно великого древа Русского мира». Затронув каждый стих молитвы, отец Артемий показал как он отражается в русской культуре и русском менталитете, а также провел параллели с западной культурой. В силу особенностей стиля повествования, которого придерживается отец Артемий, являющийся, к слову сказать, членом Союза писателей России, его речь практически невозможно пересказать, поскольку при пересказе поблекнут все краски.

Следом за отцом Артемием доклад делал протодиакон Василий Марущак, преподаватель Таврической духовной семинарии, г. Симферополь. Тема его называлась «Исповедничество эпохи гонений», но рассказывал он не об исповедничестве как таковом, а об одном исповеднике, не так давно прославленном Русской Православной Церковью — о святителе Луке Крымском (Войно-Ясенецком). Рассказав о жизни, подвиге и посмертных чудесах, отец Василий сказал, что если записывать чудеса, которые происходят при обращении святителю, то можно было бы каждый месяц выпускать новую книжку. Особенно часто обращаются к святителю Луке нуждающиеся в медицинской помощи. Многие, кто молился святителю Луке, либо сами видели, либо слышали от врачей, как некий пожилой человек в белом халате, одетом поверх рясы, помогал при операциях, некоторые разговаривали с ним уже после операции, желая узнать кто он и откуда. Помогает святитель Лука не только тем, кому нужна хирургическая помощь, но и тем, кто страдает от онкологических заболеваний. Но, как отметил отец Василий, еще при своей жизни святитель Лука часто говорил: «Вы обращаетесь ко мне за исцелением тела, но забываете, что я еще и духовник. Я могу помочь исцелиться вашей душе».

Третий доклад, «Угрозы для христианских ценностей в эпоху ``New Age''», очень сильно отличался от предыдущих. Если первые два выступления несли положительный настрой, утверждали в надежде на Бога, то доклад к. и. н., доцента Кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО Четвериковой Ольги Николаевны, носил несколько тревожный характер, поскольку высвечивал анатомию опасностей. В частности, в докладе Ольги Николаевны говорилось о том, что многие ценности, утверждающиеся сегодня в качестве светских, имеют в своей основе оккультный, антихристианский характер. Так, последним веянием научной мысли является трансгуманизм, который, в отличие от гуманизма, ставившего задачу развить в человеке скрытые возможности, идет дальше, и ставит целью выход за пределы человеческой природы. Для осуществления своих планов идеологи этой философии ведут работу по нескольким направлениям: это и искусственное оплодотворение, и суррогатное материнство, и трансгенные технологии, и создание искусственного интеллекта. В целом, идеология трансгуманизма уходит корнями в оккультные учения, и часто созвучна с восточными религиями. На сегодняшний день единственным последовательным противником этой античеловечной идеологии является Православная Церковь, и именно она является главной мишенью создающейся антицеркви. Пропаганда толерантности является главным тараном, посредством которого хотят расколоть Церковь, другим оружием против Церкви является популяризация восточных религий. Еще известный теософ Елена Блаватская использовала пропаганду восточных религий для борьбы с Церковью... Рассказав о тайне беззакония, которая уже в действии, Ольга Николаевна призвала укрепляться в христианской надежде.

Следующий доклад делал протоиерей Геннадий Фаст на тему, аналогичную тематике проводимых чтений: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». В самом начале отец Геннадий перечислил цивилизации, которые, согласно современным классификациям можно выделить: 1) Европейская и, дочерняя ей, американская; 2) Исламская; 3) Восточная суперцивилизация, объединяющая очень разные цивилизации, такие как китайская, индийская, японская и другие; 4) и, конечно же, Русский мир, представляющий собой тоже самобытную цивилизацию. Отец Геннадий отметил, что в православной среде часто можно встретить антицивилазационные настроения, когда христианин, имеющий такой настрой, говорит: «Не нужна нам никакая цивилизация. Бог цивилизации не создавал. У нас есть Евангелие, которое мы должны проповедовать». Такой подход тоже не плох, но правда ли, что настоящее христианство должно быть совсем чуждо цивилизации? Слово «цивилизация» образовано от латинского слова civitatis, которое означает «город», «гражданство». Обратившись к первым страницам Библии, отец Геннадий вспомнил, что когда Бог сотворил человека, Он «насадил сад в Эдеме» и поместил туда человека, чтобы тот возделывал сад. В отличие от всего другого творения, об Эдемском саде не сказано, что Бог его сотворил, нет такого эпизода, в котором Бог сказал бы: «Да будет сад в Эдеме», но Бог «насадил сад в Эдеме», а это значит, что именно Бог первым в истории вселенной стал создавать что-то искусственное. «Рай», или «Парадиз», переводится как «сад», а на языке оригинала означает некое упорядоченное, огороженное место, а значит этимологически близко к русским словам «огород», «городить», «город». Значит, именно Бог создал первую цивилизацию. У блаженного Августина есть сочинение «De Civitate Dei» (О граде Божием), в котором святой рассуждает о том, что существует только 2 города (цивилизации): 1) Цивилизация Божия (Civitas Dei) — Град Божий; 2) Цивилизация человека — Земной град. Град Божий странствует в этом мире и вечную оседлость имеет только на Небесах. Князь Владимир, в начале своего правления, очень ревностно стал насаждать град земной: он устанавливал кумиров, устраивал себе гаремы. После обращения князя Владимира ко Христу, все в его политике (градоуправлении) изменилось на 180 градусов. Между Градом Божиим и градом земным, кн. Владимир выбрал Град Божий. Выбор князя Владимира — Русь Святая. Это и есть главный цивилизационный выбор князя Владимира. Греки могут хвалиться своей культурой, римляне своим мечем. А русский человек имеет и культуру, но не такую сильную как у греков, имеет меч, но не такой острый как у римлян. Зато о святости которая была на Руси свидетельствовали многие, кто побывал здесь, например, протодиакон антиохийского патриарха Павел Алепский, который говорил, что вся Русь это монастырь, а царь — игумен. Мы всегда должны помнить, что Божие предначертание — это магистраль, и как только мы сворачиваем за обочину, езда перестает быть быстрой и комфортной. Если для Руси Божиим предначертанием является святость, то мы не можем выбрать для нее что-то другое. Любой другой выбор будет заведомо провальным. Вспоминается фильм, в котором пожилая женщина задала вопрос: «Это дорога к храму?», и, получив отрицательный ответ, разочарованно ответила: «А зачем тогда такая дорога?». В 1988 году, когда 1000-летие крещения Руси решили праздновать на государственном уровне, Россия свернула на дорогу к храму, а уже в 1989 году Россию развернули к рынку. Мы должны помнить, что счастливым атеист может быть только до того, как он узнал Бога. После этого он либо не будет атеистом, либо не будет счастливым. Россия узнала Бога и имела опыт святости, для нее теперь нет возможности благополучно отказаться от этого пути.

После пленарного заседания и обеда, работа продолжились по секциям в православной гимназии. Участники разделились на три секции: «Реализация системного подхода в сфере духовно-нравственного воспитания и образования», «Культурно-историческое наследие России» и «Священное Писание и святоотеческое наследие в жизни современного человека». Хотя лично для меня, пожалуй, было бы интересней присутствовать на третьей секции, ряд обстоятельств отвели меня далеко от нее: во-первых, мне как руководителю отдела религиозного образования и катехизации было необходимо присутствовать на первой секции, посвященной педагогическим вопросам, а, во-вторых, как человеку, связанному с историей — на второй. Выбрав в программе интересные темы, решил вначале пойти на историческую секцию.

Первый доклад министра образования и науки Республики Тыва «Новации в воспитательном и образовательном процессах в Республике Тыва — национальный и региональный компонент», значащийся в программе, так и не прозвучал.

Очень захватывающим по своей подаче был доклад «Утверждение христианства в Древнем Крыму», который делал протодиакон Василий Марущак. Свой доклад отец Василий начал с событий не очень давних, когда прошлой весной 18 марта 2014 года, в день празднования перенесения мощей святителя Луки Крымского, Президент подписал указ о включении Крыма в Состав РФ. Как житель Крыма, отец Василий поделился рассказами о той тревожной обстановке, которая предшествовала этому событию: рассказал, что в горах Крыма тренировались боевики, которые должны были устроить резню в Крыму, наподобие той, которая произошла в Одессе и Мариуполе, рассказал и о других тревожных обстоятельствах, которые, предстательством святителя Луки, были успешно преодолены. Потом, начав от современности, он упомянул древность и тех мучеников и исповедников, которые трудились в деле созидания Церкви в Крыму. Так, когда священномученик Климент Римский прибыл в Крым, он встретил 2000 христиан, которые к его приезду уже были там. Пребывая в Крыму и трудясь в каменоломне, святитель не переставал вести свое архипастырское служение и крестить людей в озере, которое появилось на месте карьера по его молитве. За то, что Климент не явил признаков «исправления», а продолжал и проповедовать и крестить уверовавших, в царствование Траяна его утопили в море. Рассказ отца Василия изобиловал различными фактами, которые ему известны, как человеку не только живущему в той местности, но и изучающему историю святости.

Следующий доклад «Религиозные аспекты современной геополитики» делала Четверикова Ольга Николаевна. Она начала свой доклад сказав, что на сегодняшний день, в результате обострения международных отношений, оказались сброшены маски и те, кто вчера казался доброжелателем, проявился в новом свете. Поскольку во время войны необходимо особо заботиться о безопасности, а война бывает не только горячей, но и холодной, ведущейся не в форме вооруженного столкновения, а в сфере экономического, идеологического, информационного и других противостояний, назрела необходимость говорить о педагогическом суверенитете, который невозможен без суверенной системы ценностей. Не так давно наша страна вступила в Болонскую систему, которая, в свою очередь была разработана Юнеско, структурой ООН. СССР вступил в Юнеско только после смерти Сталина, вероятно, что он понимал, что цели и задачи этой организации чужды российским ценностям. При создании Юнеско в 1945 г. было заявлено, что ключевой фигурой педагогики является Ян Амос Каменский. Мало кто обращает внимание при изучении наследия этого педагога, что он был основоположником ордена Розенкрейцеров — оккультной организации, берущей свои истоки в гностических манихейских учениях раннего средневековья. Его система ценностей весьма размыта, его подход — учить всех всему в «щадящем режиме», что приводит к тому, что обучаемый не имеет возможности вдуматься в тот материал, который ему преподается. Человек, только прикасается к изучаемым вопросам, без их анализа. Также идеологи Юнеско, костяк которых составляют оккультисты, кроме Яна Каменского, назвали Чарльза Дарвина и Зигмунда Фрейда в качестве ориентиров, на чьи идеи стоит равняться. Также был сформулирован критерий, позволяющий отсекать от попадания в систему образования (а также во власть) людей с четким догматическим мышлением. С 1975 года в образовательных программах Юнеско стали вводиться программы, воспитывающие в учениках приверженность ко всемирному гражданству и пантеистическим взглядам. Развитие экологических программ в образовании также было нацелено на формирование пантеистических взглядов. Для того, чтобы иметь доступ к системе образования в различных странах, было разработано «Всемирное расписание уроков», которое вводилось в развивающихся странах, а после распада Советского Союза, коснулось и нашей страны. Новые возможности для глобального управления педагогическими процессами появились после создания Болонской системы. Вот несколько принципов, неизбежно входящих в педагогическую практику, при переходе на Болонскую систему:

  • принцип толерантности, предполагающий отсутствие каких-либо моральных абсолютов, признание любой точки зрения в качестве имеющей право на существование;
  • отказ от опоры на объективные факты в пользу собственных субъективных впечатлений (отсюда усиление доли эссе в качестве формы письменной контрольной работы);
  • использование диалектики, имеющей каббалистические основания (Гегель), в результате чего любая идея расщепляется и истина становится абстрактной.

        Уже сейчас, пока еще не так много лет прошло с начала внедрения новых методик в российскую систему образования, можно заметить, что с молодежью невозможно разговаривать о каких-то вещах, претендующих на истину, поскольку сама система вырабатывает у учащихся отторжение к таким вещам. В заключении, Ольга Николаевна призвала изменить риторику в диалоге с властями и говорить не о правах православных на свои традиционные взгляды, а о национальной безопасности, поскольку эта аргументация на сегодняшний день может найти хоть какое-то сочувствие у тех, кто принимает решения.

        После этого доклада я перешел на «педагогическую» секцию, поскольку желал услышать доклады делегации из Тувы, но, к сожалению, оказалось, что все они уже уехали с мероприятия, не сделав ни одного доклада. После нескольких докладов, суть которых трудно передать, поскольку они состояли в основном из слайдов с комментариями докладчика, на секцию была приглашена Четверикова Ольга Николаевна, которая еще раз рассказала о всех прелестях Болонской системы и призвала педагогов к действию. Хотя ее доклад и нашел сочувствие у слушателей, многие из которых говорили о том, что обозначенную проблему нужно решать в Москве, а не на местах, а также сказали, что если они будут высказывать несогласие, их могут убрать из системы образования.

        Прошедшие в Абакане Свято-Иннокентиевские чтения являются традиционной площадкой для обсуждения актуальных проблем, которая уже многие годы функционирует, позволяя жителям Хакасии познакомиться с опытом специалистов из других регионов. В текущем году подобные чтения, планируется провести в Кызыле. Хотелось, чтобы это начинание прижилось на тувинской земле и, из года в год, по мере накопления опыта, расширялось. А в будущем стало востребованной площадкой для обмена опытом и общения специалистов разных регионов.
 
Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Кызыльской епрахии иеромонах Ефрем (Калинин)