В ожидании праздника Крещения Господня

  Как обычно в период больших церковных праздников множество людей задается вопросами, но, не имея навыка спрашивать, так и остается в неведении. Восполнить этот недостаток мы решили при помощи данной статьи, которая, как надеемся, даст ответы на некоторые частые вопросы, возникающие у людей.
  7 января (25 декабря по старому стилю) мы праздновали Рождество Христово — день рождения Того, Кто не переставая быть истинным Богом, стал истинным человеком, таким же как и все мы, только без греха. Родившись от Духа Святого и Девы Марии, Он пришел в мир для того, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти, примирить с Богом, ввести в рай, возвратить утраченное Небесное Отечество. С этого дня и до праздника святого Богоявления (Крещения Господня) отменяется пост в среду и пятницу, и коленопреклонные молитвы. Эти святые дни называются «святками» и являются радостным продолжением праздника Рождества Христова. В продолжении этого времени Церковь призывает радоваться духовной радостью, посещая Богослужения, участвуя в Церковных Таинствах, совершая дела милосердия по отношению к ближним.
Но, к сожалению, очень часто радость этого торжества омрачается тем, что люди не подобающим образом проводят это святое время, придаваясь пьянству, объедению, разнузданным увеселениям, маскарадам, гаданиям. Все это не только не дает истинной духовной радости, но и удаляет от Бога, как удаляет от Него всякий грех, совершаемый человеком. От всего этого хотелось бы предостеречь читателей.
Другое испытание веры наступает с приходом праздника светлого Богоявления — воспоминания дня, когда Господь наш Иисус Христос вошел в воды Иордана, для того, чтобы принять крещение от Иоанна Крестителя. Этот праздник называется Богоявлением, потому что в тот момент, когда Иисус вышел из воды, все присутствовавшие на берегу реки Иордан увидели сходящего на Иисуса Святой Дух в виде голубя и услышали голос Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17; ср.: Мк. 1:11; Лк. 3:22). Таким образом открылось не только то, что Иисус является Сыном Божиим, но и явились и Отец и Святой Дух, явился Сам Бог — Троица Единосущная и Нераздельная.
  Какое же испытание веры ждет нас в этот светлый праздник? Испытание веры все тем же — суеверием. Ведь именно в этот день сотни и тысячи людей совершают купания в ледяной воде, в надежде получить прощение грехов, здоровье или доказать свою веру. Но не один из этих мотивов не обусловлен истинной верой: купание в крещенской воде не дает прощения грехов, для неподготовленного человека купание в ледяной воде может быть опасно для здоровья и жизни, а веру нужно доказывать добрыми делами, угодными Богу.
  Если по-подробней остановиться на каждом из этих пунктов следует заметить, что в таинстве Крещения, которое совершается православным священнослужителем над тем, кто уверовал и покаялся, действительно прощаются все грехи, совершенные человеком в прежней жизни. Человек начинает жизнь с чистого листа, в новом качестве. Но между праздником Крещения Господня  и таинством Святого Крещения общее, пожалуй, только название и близость к воде. Истинное крещение невозможно совершать несколько раз в жизни, тот, кто желает очиститься от грехов, совершенных после Крещения должен прибегнуть к таинству Покаяния, исповедав в Церкви свои грехи священнику. Купание же в проруби в день Крещения Господня таким крещением вовсе не является и, скорее будет грехом для человека, чем омытием греха, ведь крещенская вода является великой святыней, а купающийся в ней, поступает неблагоговейно.
О опасности для здоровья пусть лучше расскажут медики, ведь именно они ежегодно сталкиваются с осложнениями сердечно-сосудистых заболеваний после таких купаний. Сам здравый смысл говорит, что желающий укреплять здоровье, должен заниматься закаливанием регулярно, и если заниматься моржеванием, купаясь в проруби, то делать это нужно не один раз в году, а систематически. Хотя даже для тех, кто занимается моржеванием, пожалуй, следовало бы воздержаться от купания в день Крещения Господня, чтобы не стать осквернителем святыни.
  А тем, кто посредством купания хочет доказать свою веру, следовало бы доказывать ее совершая добрые дела, угодные Богу. По слову апостола Иакова, «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Но Бог не заповедовал купаться в ледяной воде, а значит купание вовсе не является доказательством веры. Гораздо лучшим доказательством веры стали бы добрые дела человека: если он ради Бога перестал сквернословить, обижать других людей, стал помогать нуждающимся. А получается совсем наоборот, ведь Бог сказал: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7; Лк. 4:12; Вт. 6:16), а человек, рискуя здоровьем идет купаться в ледяной воде. Своими поступком купальщик доказывает свое пренебрежение к повелениям Божиим.
  Где будет оборудована прорубь для того, чтобы верующие могли с благоговением набрать крещенской воды еще не известно, однако со всей уверенностью можно сказать, что центром праздника Святого Богоявления является православный храм, в котором совершается Божественная Литургия. Поэтому всех, кто желает правильно встретить этот праздник, мы приглашаем на службу в один из храмов Кызыла. В течение всего дня в храмах будут разливать крещенскую воду, поэтому поход на прорубь будет совсем не обязательным. Хотелось бы напомнить, что пить крещенскую воду нужно натощак, поэтому в праздник Крещения Господня до окончания Божественной Литургии и совершения великого водосвятия, ничего не пьют и не едят.
 

Иеромонах Ефрем (Калинин),
руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии