Несколько слов о страсти сребролюбия

                                                     

Деньги – это не зло

   Сегодня мы живем в обществе потребления, вся наша культура основана на желании покупать как можно больше и выгоднее. Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает от возможности купить всё, что он может, и наоборот, если нет денег, чтобы заменить старый холодильник, то возникает чувство сожаления и подавленности. Путем чрезмерного потребления люди пытаются самоутвердиться, мы можем обойтись без большинства покупаемых нами вещей, но мы их покупаем, чтобы стать владельцем, чтобы почувствовать радость от того, что в твоем распоряжении ценная вещь, так вся жизнь превращается в гонку за обладание. Естественно, что покупательскую способность обеспечивают деньги. Так сложилось в современном мире, что денежное богатство воспринимается как залог счастья, символ власти, гарантия здоровья и долголетия, для многих людей оно стало главной целью жизни. Как говорится, красиво жить не запретишь, но грех ли быть богатым, любить деньги?

     Быть богатым не грех, а вот любовь к деньгам в православии называется грехом сребролюбия, название греха связано с тем, что в древности основная масса денежных средств изготавливалась из серебра, часто слово «серебро» приобретало значение деньги. В Библии нет строк, призывающих к материальному обогащению, наоборот, есть много высказываний, предупреждающих об опасности богатства. В Ветхом Завете богатство воспринималось как награда за праведность, но при этом праведники не забывали, что золото и серебро созданы Богом, и все недра земли находятся в Его собственности, Бог дает человеку ресурсы земли лишь во временное распоряжение. В Новом Завете отношение к богатству стало более критичным, оно не запрещается, но неоднократно в речах Христа и Апостолов звучат слова предупреждения о том, что богатому человеку трудно войти в Царство Божие. В православии нет убеждения, что деньги – это зло, было бы ложью сказать, что православные христиане свободны от товарно-денежных отношений, даже у монаха-отшельника изредка возникает потребность в покупке предметов первой необходимости. Деньги – это не цель, а средство, поэтому отношение к ним должно быть, как к второстепенному.

А зачем много денег?

    Без денег, конечно, трудно прожить, если, например, прокормиться можно с помощью огорода и скота, то одеться и обуться без денег будет сложно, кажется, что деньги – это совсем не второстепенное. Попробуем посмотреть на наши обыденные проблемы не только с материальной, но и с духовной точки зрения.

     Допустим, что человек решил заработать много денег, первый вопрос, который надо задать: а зачем ему много денег? Одно дело, когда человек хочет построить просторный дом для своей большой семьи, назвать его сребролюбцем нельзя, потому что им движет не любовь к деньгам, а любовь к своим ближним. Другое дело, когда человек решает заработать много денег, чтобы купить дорогой автомобиль, содержание которого повлечет за собой сокращение семейных расходов на еду, одежду, отдых.

     Часто можно наблюдать абсурдную ситуацию, человек работает, выбивается из сил, чтобы погасить кредит за автомобиль, заправить это транспортное средство бензином, купить страховку, комплект зимних шин и многое другое, чтобы ездить на работу. В этом случае проявляется сребролюбие, которое убивает радость жизни. Когда много заработал и приобрел себе всё, что хотел, то тогда испытываешь удовольствие, но стоит ли это удовольствие потраченного времени, которое можно было бы употребить на добрые дела или семейное общение, стоит ли это потерянного здоровья, постоянных ограничений, волнений, зачем делать себя рабом денег? Хуже всего, когда в погоне за богатством человек теряет собственное достоинство, становится жадным, скупым и гордым эгоистом, перестаёт испытывать чувство сострадания и милосердия и даже может вступить на путь неправедного приобретения денег.

     Нельзя утверждать, что все богатые люди скупые и жадные, не является редкостью, когда у состоятельного бизнесмена есть талант пускать в деньги в рост, он не задумывается о том, чтобы получить как можно больше прибыли, он просто делает свое дело с любовью, бизнес для него, как творчество. Такой человек не жалеет о деньгах, если тратит их на благотворительность. Если богатый человек ложится спать и не думает о деньгах, то он не сребролюбивый. А если бедняк засыпает и просыпается с мечтой о богатстве, то он согрешает.

       Сребролюбие, как грех, заключается в том, что человек не доверяет Богу и излишне занят вопросами материального самообеспечения.

 Если человек думает о Боге, то Бог думает о нем

      Сребролюбие – это не только жадность и скупость, но также нежелание довольствоваться тем, что имеешь. У Апостола Павла есть замечательные слова: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».

     К сожалению, сегодня не многие люди уверены в том, что бедность – не порок. Есть духовная закономерность, если человек думает о Боге, то Бог думает о нем. Как говорил Иисус Христос: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Для полноценной жизни человеку многого не надо, от бедности страдает лишь тот, кто постоянно желает что-то иметь и приходит в раздражение от того, что желаемое для него недостижимо. Можно возразить, сказав, что большинство бед в жизни людей возникает от нехватки денег, однако и богатые страдают от тяжелых болезней, переживают бедствия и катастрофы, за деньги невозможно купить семейное счастье и преданность друзей, доброе имя и добрая слава дороже всякого золота и серебра.

     Не богатство, а бедность всегда восхвалялась в христианстве, поскольку в бедности создаются лучшие условия для познания Бога и духовного возрастания. Стоит обратить внимание на то, что Христос не имел постоянного жилища, не носил дорогой одежды, питался скромной пищей, ходил пешком, а его спутниками были простые рыбаки. Хороший христианин тот, кто подражает Христу, отказывается от излишеств, не тянется к роскоши, не имеет привязанности к вещам, не скупится на милостыню, отсекает от себя желание чем-либо обладать. Если человек любит Бога и хранит верность Его заповедям, то Бог о нём позаботится. Конечно, это не означает, что надо сесть и ждать, пока начнёт падать манна небесная, человек должен трудиться, благословение на труд было дано первым людям еще в раю. Однако труд не должен превращаться в каторгу, он должен быть, как творчество, должен приносить радость.

     Многое бы в мире изменилось, если бы люди презрели сребролюбие, не было бы коррупции, воровства, равномерно распределялись бы ресурсы, не было бы социальных конфликтов и классовой вражды, никто бы не смеялся над ребёнком в школе из-за того, что у него старый телефон. Безусловно, деньги нужны, но это нейтральный материал, как железо, из железа можно сделать плуг, а можно меч. Деньги могут послужить человеку во спасение, если он помогает ближним, вкладывает деньги в социальные проекты, благотворительность, но также деньги могут служить в погибель, если они превращаются в идола.

Священник Алексей Паркачев