25 февраля. Служение архиепископа Феофана в Неделю Торжества Православия.

     В первое воскресенье Святой Четыредесятницы, установленной в память о сорокадневном посте Иисуса Христа (Мф., 4:1 — 2; Лк., 4:1 — 2),  вспоминаются события, что произошли в IX веке в Константинополе, когда был положен конец тяжелой эпохе иконоборчества, вырасшего из еретических заблуждений. Ошибочное мнение о недопустимости иконопочитания стало в итоге причиной созыва VII Вселенского Собора, где было принято решение: верующие покланяются иконам, которые являются важной составляющей священнодействий и духовной жизни. Опасность ересей в числе прочего заключается в том, что сознательно извращая христианское учение, они представляют себя как бы основанными на нем. Еретики искажают Священное Предание, пытаясь подорвать  фундаментальные истины, подобно диаволу, искушавшему Спасителя в пустыне словами, упомянутыми в Евангелии (Мф., 4:3, 4:6 — 7, 4:9 — 11). Апостольские правила, каноны и догматы Православия указывают путь спасения, а неверные взгляды напротив приводят к ложному духовному опыту и, как следствие, к возможной гибели души. Сонм духовенства, монахов и мирян в 843 году молились в Константинополе о том, чтобы вместе с иконоборчеством ушли и другие ереси. И  все мы, ныне живущие, наследовав богатый святоотеческий опыт духовный, что бережно хранился и преумножался на протяжении многих веков, должны твердо держаться своей веры и пронести ее через многочисленные соблазны и искушения.
 
        В Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия прочитаны положенные по Уставу тексты Священного Писания (Лк., 113 зач., XXIV, 12 — 35; Евр., 329 зач., XI, 24 — 26, 32 — XII, 2;  Ин., 5 зач., I, 43 — 51).
 
     Началом служб выступает Всенощное бдение, состоявшееся вечером 24 февраля, где были пропеты стихиры, возвеличивающие Христа и  прославляющие иконопочитание. Святое Благовествование от Луки (Лк., 24:12 — 35) также прозвучит и за богослужением утром 10 апреля сего года — во вторник Светлой седмицы, оно рассказывает о явлении Воскресшего Господа двум Его ученикам, шедшим в Эммаус. Канон праздника, в  отдельных его тропарях славятся византийские императоры Михаил III и Феодора как восстановители иконопочитания, написан  преподобным Феофаном исповедником, епископом Никейским, пострадавшим от иконоборцев вместе со своим братом Феодором. На следующий день, 25 февраля 2018 г., торжественные службы продолжила Божественная Литургия святителя Василия Великого, совершенная архиерейским чином. Священнодействия в кафедральном храме столицы республики  — Воскресенском соборе — в сослужении епархиальных клириков возглавил архиепископ Кызыльский и Тувинский Феофан.    
 
        Почему люди готовы идти на страдания и даже смерть, защищая свою веру? Ответ на этот вопрос содержится в Апостольском чтении (Евр., 11:24 — 26, 32 — 12:2), в нем говорится о вере Моисея и ветхозаветных пророков, что помогала им преодолевать многочисленные трудности и творить чудеса. Вера Церкви, приближенных учеников и сподвижников Господа, переданная последующим поколениям людей, есть та, в начале которой — Сам Спаситель, она основывается не на человеческой мудрости и силе, а на Вседержителе. Именно во Христе содержится все возможное откровение о Боге, более этого не может быть дано роду человеческому. Заканчивается данное зачало дивными словами: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса... » (Евр., 12:1 — 2).  
 
       Ныне мы вновь услышали Слово Божие в Евангельском повествовании (Ин., 1:43 — 51). Оно о встрече Спасителя с Филиппом и Нафанаилом и о призвании двух апостолов: «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною» (Ин., 1:43), «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?..» (Ин., 1:45 — 46). Увидев Учителя и получив свидетельство о Его чудесном видении прошлого и человеческой души, Нафанаил не может не обратиться от неверия к вере: «Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин., 1:49). Именно через Своих ближайших  последователей Господь объединил вокруг Себя христиан и основал Церковь.
 
        Службы прошли в благоговейной молитвенной атмосфере при большом стечении народа. За священнодействиями  возвышенно пел хор под управлением Виктора Ковалева, к тому же часть богослужебных песнопений Литургии прозвучала в исполнении хора, сформированного из постоянных прихожан Воскресенского кафедрального собора Тувы.   
 
        По пении киноника с пастырским словом  к присутствующим обратился клирик епархии иерей Алексей Паркачев.      
 
        Милосердный Господь дает нам возрождение через искренне покаяние  — главное делание Великого поста, — которое является возможностью подняться человеку после духовного падения, потому что в Исповеди Спаситель не только прощает грехи, но и подает благодатную помощь для борьбы с ними. Большинство богомольцев в период Великой Четыредесятницы стараются причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа как можно чаще. И в сегодняшнее воскресенье кызылчане,  собравшиеся в Доме Божьем, чтобы вместе  встретить праздник торжества Истинной веры над еретическими учениями и почтить память тех, чьими стараниями и трудами Церковь сохранилась в своей неизменной чистоте, накануне приступив к Таинству Покаяния и примирившись со своей совестью, приобщились Святых Христовых Таин. В этот день было особо много причастников.
    
     Молебное пение по случаю праздника — особый чин Торжества Православия, полный удивительного, глубокого переживания радости и славления Бога, — состоялось по отпусте Литургии и стало венцом праздничных богослужений. Оно началось изнесением святых икон Спасителя и Божьей Матери в центр храма. Во время его совершения священнослужители молились Творцу и благодарили Его за то, что Он хранит Церковь невредимой и непреоборимой от ересей и суеверий, провозглашали «Вечную память» тем, благодаря кому оставалась и остается неповрежденной православная  вера, и многолетия священноначалию и всем христианам, а также возносили молитвы о вразумлении и возвращении к познанию Христовой Истины заблудших, которые по неразумению и слабости отпали от Святой Церкви. Чин анафематствования всем, совершим тяжкие прегрешения, занимает отдельное место в последовании службы.     
 
         В завершение череды торжественных богослужений иерарх обратился к присутствующим с проповедью, после чего преподал каждому верующему благословение.
 
      По слову митрополита Антония Сурожского: «Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими». Настоящий праздник есть, прежде всего, торжество нашего духа о сопричастности к Величайшей Истине — ко Христу. «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди» — такими радостными словами Святая Церковь прославляет этот первый великопостный воскресный день, который называется Торжеством Православия.    
 
Пресс-служба Кызыльской епархии