Непознанный источник сил

 Антоний Дулевич, руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии
"Ибо, когда я немощен, тогда силен" (2Кор.12:10). Эти удивительные слова святого Апостола Павла - утешение всем тем, кто не знает, как преодолеть тяжесть своих скорбей и проблем. Часто Православие предлагает решить проблему не её устранением, а новым взглядом на неё. Подключая свой разум к слову Божию, мы можем возвыситься над всем тем, что с первого рассмотрения как бы мешает нам и доставляет неприятности.
  Многие люди плотские ищут плотского комфорта, а тянущиеся к духовному бывают склонны к поиску соответственно комфорта духовного: "Хочу жить в деревне и спокойно молиться...". Но, ищущий покоя вряд ли его когда-нибудь  найдет. Сердечным миром можно разбогатеть только в поиске Христа. Большой вопрос, кто ближе к Богу и чья молитва сильнее: того, кто живет в деревне и ходит в сельский храм, пытаясь в тишине творить Иисусову молитву, или же, того, кто проживает в мегаполисе и каждый день спускаясь в метро, пытается среди шума от сотен тысяч окружающих людей сосредоточиться на единственном "Господи, помилуй". Вполне возможно, что молитва второго более ценна перед Богом. Одно выстраданное "Господи, помилуй" может незаметно принести молящемуся больше пользы, чем длинное правило, прочитанное в спокойной и удобной для этого обстановке. Да, в тишине и в одиночестве легче сконцентрироваться, но, ведь неспроста Господь многих желающих этого подобной возможности лишает. Святой Апостол просил, чтобы Господь избавил его от "жала в плоть", но Господь ответил, что Сила Его совершается в немощи. Городская суета может оказаться для жаждущих Христа подобным "жалом", а его терпение - трамплином к Богу. Можно сетовать на то, что, тяжело молиться, находясь в миллионном городе бесконечного шума и суеты, но, если попытаться разглядеть в этом замысел Бога о себе, то можно и из этого получать пользу и иметь мир на сердце. 
  Золото очищается огнем. Христианин закаляется злостраданиями. В скорби всегда можно увидеть себя настоящего. Ты говорил много про смирение - а теперь покажи себе, насколько глубоко ты можешь смириться. Ты пел про отвагу - теперь, попав в западню, ты видишь, что эпитет "отважный" - это не про тебя. Штиль - худшая погода для распознания уровня мастерства мореплавателя. В немощи открывается видение того, что скрыто для нас самих за шелковыми шторами повседневности. Тех, кто пытается с собой воевать, познание сей тайны собственного сердца вооружает и делает сильнее в борьбе с выдуманным величием собственной личности. Страдания обнажают нас. Наша реакция на тяжелые обстоятельства жизни - многоговорящий критерий правильности/ошибочности в духовной жизни.
  Когда мы не можем что-то изменить в окружающих обстоятельствах, всегда есть возможность понять, переосмыслить и увидеть в происходящем нечто большее. Искатель небесных сокровищ не должен брезговать приобретением выгоды из окружающих его неприятностей. По большому счету, все наши проблемы живут лишь в двух местах - в голове и в сердце. Ум пытается что-то анализировать сквозь грязные стекла очков этого мира, а сердце не желает подстраиваться под ритм гуслей псалмопевца. 
  Наши немощи - тайный подарок Христов, через правильное пользование которым мы черпаем силы. Когда человек в недостатках, его уму куда проще согласиться с тем, что без Христа ни шагу вперед не сделать. Внешними неприятностями Господь проводит работы по исцелению нашего ума. Не до конца здоровый ум на хирургические вмешательства свыше отвечает так: "За что мне это?", выздоравливающий говорит "Для чего?", а здоровый - "Благодарю". Святитель Лука не лукавил, когда признался, что полюбил страдания. Осознание их великой пользы родило в святителе любовь к ситуациям, которые любой не верующий во Христа назовет несчастьем. Ну, а христиане все невзгоды должны встречать так: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения" (Иак.1:2)