«Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16:9).

Диакон Димитрий Уваров, руководитель отдела социального служения Кызыльской епархии
  Каждый знает, что есть утренние и вечерние молитвенные правила, есть правило ко Причащению… Общеизвестно, что и ежедневному чтению необходимо уделять определенное внимание: одна глава из Евангелия и две главы из Посланий Апостолов, либо краткие зачала дня. 
   Существуют и традиции поведения в храме Божием… О важности регулярных Исповеди своих грехов и Причастия Святых Таин тоже постоянно говорят верующие друг другу. 
   Но как ответить на вопрос: «почему все это я исправно соблюдаю, а изменений в своей духовной жизни не обнаруживаю?». 
Апостол Иаков, брат Господа, отвечает: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь» (т.е. – «идите, и не злитесь на нас, а где-нибудь согрейтесь и поешьте» - авт.), но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:14-17).
  Какая жизнь и польза тебе от твоей веры, если она не проявляется в любви к ближним, - эта вера потому фальшива, что не плодоносит, а только лжёт и оправдывается.
  «Дерево познается по плоду» (Мф.12:33; Лк.6:43-44).
«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он (т.е. – Христос – авт.) положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои, станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин.3:15-18).
А кто из нас скажет, что он не стремится к достатку? И если мы успокаиваемся, когда устраиваем достаток себе, т.е. когда можем вдоволь есть и хорошо одеваться, то почему мы говорим, что не можем питать и греть не имущих достатка?
  Если я поделюсь немногой частью своего богатства с бедным, то я не очень пострадаю, а его спасу от гибели. А что мы думаем и испытываем, когда страдает наш ребенок или супруг, отец или мать? – Мы страдаем с ним! Мы не находим покоя, пока не успокоен он. 
Церковь умоляет меня точно также относиться к бедным и скорбящим христианам, живущим в соседнем доме или стоящим со мною в храме. 
Если ты приносишь на Исповедь свои грехи и обещаешь Богу их не повторять – ты делаешь работу по исправлению своей души и своей жизни. Если принимаешь Тело и Кровь Христа – ты тесно сродняешься с Ним. Ты в Нем и Он в тебе. Если ты читаешь о Нем в Библии и слышишь оттуда Его слова - ты начинаешь думать как Он. Если ты молишься к Нему каждый день – ты надеешься и веришь Ему.
Но если ты не заботишься и не болеешь о ближнем, а особенно о брате или сестре по вере, то ты не любишь Христа! Ты любишь и ценишь только себя.
   Смотри, какая философия разрослась вокруг вопроса: подавать или не подавать пьяным бездомным людям возле ворот церкви. Тут и там «магистры», рассуждающие что «эти» не заслуживают» подаяний, а другие «заслуживают»… Если тебе не нравится подавать пьяному, - найди трезвого. Но ведь проще пройти мимо пьяного бездомного человека, с уверенностью, что ему нужна только выпивка, чем помочь бедной семье, или одинокой матери, которых надо найти и еще потратить на помощь им свои время, сердечные силы и капитал.
Кого вспоминает одинокий человек больше всего, о ком думает тяжело больной, кем занят ум солдата на фронте, о ком помышляет умирающий человек?..
Все они кого помнят? Не тех ли людей, кому они благодарны и от кого получали любовь и тепло?
Протянуть руку тонущему – великая честь! Он будет помнить тебя всегда!
«И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9).
Когда они будут молиться к Богу, то вспомнят тебя как  своего спасителя. А если будут приняты в Рай, то благодарностью тебе за хлеб или рубашку, откроют тебе дверь туда, где и сами успокоились. Господь, по их молитве, может простить тебе что-то или совсем помиловать, введя в страну святых.
   Господь сказал нам, что ненакормивший голодного и неодевший голого, не посетивший больного или заключенного, - не проявил любви к скорбящему и страдающему человеку. И таким образом доказал, что любви к Иисусу Христу не имеет. Потому что, если ты любишь Христа, то Дух Христов в тебе. И ты поступаешь и думаешь как Он. И ты не сможешь пройти мимо умирающего человека.
 А если твой ближний – является рабом Христа, то ты обязан, в первую очередь, послужить рабу своего Господина. Православный христианин – это твой близкий родственник.
   В нем течет та же Кровь, что и в тебе. Кровь Спасителя твоего. Ты – лицемер, если уклоняешься от воплей и слез твоего близкого. Если бежишь от него как от проблемы. Ты – лицемер, если не ищешь голодного или раздетого, хотя знаешь, что такие есть среди твоих братьев и сестер – Православных. Потому что, слыша Евангелие, ты принимаешь это спокойно, и после - вкушаешь Тело и Кровь Господа, Который неотделим от Своего Евангелия. Но ты не исполняешь Его слов, а порой даже прекословишь им, и перевираешь их смысл.
За что ты приходишь благодарить Бога на Литургии, если не творишь любви к людям? В чем ты каешься пред Господом, если обижаешься и злишься непрестанно на других верующих и прихожан? О чем ты просишь со всем народом Божиим, если тут же проявляешь своё неподчинение учению Церкви и нелюбовь ко всем людям, которые отторгаются от Христа Спасителя твоей гримасой ложной веры. Что ты «шипишь» и «фыркаешь» на неосторожного прихожанина, за его незнание правил поведения? Зачем ты защищаешь Православие от «новых православных»: от детей, от молодежи, от тувинцев или американцев?..
   Я и ты приходим на богослужение, чтобы ответить Богу на Его повеления: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею; возлюби ближнего твоего как самого себя!» … Ответить так: «- я, Господи мой, познавал Тебя, ходил пред Тобою в страхе и трепете, любил Тебя каждый час от всей души своей, просыпался с Тобою в сердце своем, начинал день свой, прилагая все силы, чтобы всяким делом служить Тебе! Я любил всякого человека, которого Ты, Боже мой, посылал ко мне, и не отвергал ближнего моего, а относился к нему, как к себе».
   Если ты читал сегодня Евангелие и думал над строками его, то это заживет и реально задвигается от твоей привязанности сердцем к Богу и людям. Послушай, эти строки из Евангелия  будут менять тебя, только если ты хочешь приблизиться к Господу и к людям. Если ты мечтаешь стать уважаемым и почтенным человеком, изучая Библию, то ты тратишь время впустую. Ты читаешь для своего эгоизма. Приобретая мудрость через Священное Писание, ты возрастаешь в любви. А если ты становишься надменным и холодным, то значит «кормишь» свою гордыню.
Если ты часами молишься дома или в храме, а люди раздражают тебя все больше и больше, и ты не терпишь замечаний и советов священника или кого-то из верующих, то будь уверен – ты подружился с сатаною. 
Если в пост ты спишь на полу, ешь хлеб и пьешь лишь воду, а службы для тебя стали постоянными и обязательными как воздух, но ты с осуждением смотришь и говоришь дерзко с непостящимися, то в тебе есть великое желание почетать самого себя за труды и подвиги, а другие люди для тебя и не люди вовсе.
Нет жизни в таком посте, такой молитве, таком чтении!
   Вот оно – законническое лицемерие – исполнение правил и предписаний, без любви к тем, к кому они направлены. 
«Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис.58:3-9).
  Т.е. – покайся – не сковывай себя несправедливостью к другим, освободи других от тяжести твоей злобы к ним, перестань осуждать и превозноситься над другими, прости обиды; накорми, как себя, голодного человека, исследуй и найдешь среди бездомных того, кого позволишь себе ввести в свое жилище, помыть его, одеть, накормить, выслушать, а может быть, и на ночь оставишь, чтобы выспался; раздели свои одежды на необходимые и дополнительные, и отдай вторые тому, кто раздет; родственника, обратившегося за помощью или одиноко скорбящего в своей беде и печали не прогоняй, а поддержи и дай ему все необходимое ему: деньги, приют, одежду, слова утешения, помощь в делах – авт.)
Ты говоришь, что лучше помолишься о страдающем! Но тогда ты должен проявить усилия в своей молитве. Пролей слезы о нем, сделай поклоны, от всей души сострадай этому человеку и проси у Бога для него помощи…  Но, выйдя на улицу, ты встретишь его, и, он скажет тебе, что Господь услышал твои и его молитвы и дал в твои руки питание и одежду для этого бедного. И это настоящая правда! Ты работаешь, чтобы кормить себя и семью, а остатки и испорченную еду ты выбрасываешь; ненужную одежду хранишь в шкафах и чуланах. Все это не твое – все это должно принадлежать этому просящему, но только в исправном виде. А портиться еда и одежда у тебя в наказание за твою скупость и немилосердие.
И ты смеешь после этого дерзать приходить в Дом Божий, перед Алтарем и Престолом Вечного Бога просить Его о спасении?!. Вот что скажет тебе Господь Иисус Христос в напоминание: «… пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим и будешь иметь сокровище на Небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест» (Мк.10:21). Но ты не хочешь этого слышать, и не желаешь, чтобы Он напоминал тебе об этом.
Не боишься ли ты услышать после смерти слова Его страшные: «… горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6:24-25).
  Но, Господь Бог, зная наше пристрастие к обогащению на земле, и боязнь голода, побуждает укрепить надежду на Него: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк.12:29-31).
   «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12:33-34).
Приходя на богослужение, вспомни, кому ты служил за порогом храма. Богу или себе? И, пока есть время, одумайся, и войди в храм с покаянием. Ведь смерть настигнет тебя, не спрашивая разрешения. Господь знает, когда затворить двери твоего земного скитания. И кто знает, отворит ли Он тебе двери Небесного дома. «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». Тогда станете говорить: «мы ели (Твою Плоть – авт.) и пили (Твою Кровь –авт.) пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды» (Лк.13:27).
   Выходя из храма, иди с миром в мир, помня: «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14).