Образ любви и верности

         Диакон Александр Меркурьев, клирик Воскресенского кафедрального собора г. Кызыла.
        8 июля Православная Церковь чествует память святых благоверных муромских князя Петра и княгини Февронии. Они являются для нас совершенным образцом христианского брака, любви и верности. Мы молимся святым Петру и Февронии об укреплении семейных отношений. 
        Из жития нам известно, что их брак являлся поистине духовным подвигом. Петр был знатным человеком княжеского рода, Феврония же – простой крестьянкой, но кроткой, целомудренной и мудрой не по годам. Она была чиста душой, все в ней было гармонично: и телесные, и душевные качества. Однажды Петр тяжело заболел проказой, и ему во сне было открыто, что исцелить его может крестьянка Феврония. Феврония исцелила его, а в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней. Петр благодарил Бога за то сокровище, какое он приобрел в лице Февронии, которая отличалась тем, что в ней не было ни строптивости, ни испорченности. Она не устраивала скандалов мужу и как благодатный человек приняла все от Бога со смирением и благодарением.
        В жизни святым Петру и Февронии пришлось претерпеть  немало скорбей. Когда бояре узнали, кого избрал себе в жены Петр, то не захотели иметь княгиню простого сословия. Святым Петру и Февронии пришлось покинуть Муром. После этого в городе началась смута из-за освободившегося престола, и через некоторое время горожане сами призвали Петра и Февронию вернуться и занять законный престол. Князь и княгиня вернулись, и Феврония смогла в дальнейшем заслужить любовь горожан.
       В преклонных летах святые удалились в разные монастыри и приняли монашество. Они молили Бога о том, чтобы умереть в один день, и завещали положить их после кончины в одной могиле. Так и случилось: скончались они в один день и час. А когда монахи пренебрегли завещанием и похоронили отдельно преподобных князя и княгиню, то на следующий день чудесным образом их тела были найдены в одной гробнице.
        Любовь, семья, дети — нет ничего драгоценней в жизни человека, живущего по земным законам. И получается, что человек не задумывается о том, кто дал ему семью, детей, родителей, мужа, жену. Без Бога люди становятся потребителями по отношению друг к другу, и брак становится потребительским, где царят эгоизм и страсти. В итоге это бесценное сокровище, дарованное человеку Богом, оказывается крайне хрупким: в наше время каждый второй брак оборачивается трагедией. Господь установил брак еще в раю, когда создал Адама и сотворил ему помощницу — жену Еву. И сказал: "Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину" ( Быт. 2:24). Предательство — вот что рассекает беспощадным мечом сросшиеся во единую плоть души. Это потому, что в человеке видят лишь соблазнительную плоть и используют как инструмент для удовлетворения различных страстей. Когда одна из сторон в браке стремится жить только ради себя и удовлетворения своих желаний и потребностей – такой брак называется потребительским и эгоистичным.
       Но брак может быть и другим. Это мы можем узнать из церковных поучений и жития святых; из примера святых Петра и Февронии, которые согласились стать друг другу мужем и женой, быть верными спутниками жизни, невзирая на то, беден ли кто из них или богат, здоров или болен, добр или зол. Христианский брак — это жизнь двух душ в одном теле. Когда двое жертвуют всей своей жизнью друг для друга и Бога. Это высокое предназначение, которым должен стать земной брак. Такой брак даже смерть не сможет разлучить, ибо любовь – сильнее смерти. По смерти любящие друг друга люди переходят в иную жизнь, сохраняя эту близость величайшей радости в Боге Творце. Благодаря браку мы являемся руками, ушами и ногами друг для друга, мы получаем двойную силу, к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения, общие радости становятся приятней. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви.
       В день праздника верующие собираются в храме, чтобы поблагодарить Бога и святых князей в молитве за дарованные им крепкие и здоровые семьи, молятся о сохранении брака, семейном благополучии и счастье.